Тайны детского рисунка

  Вот мы взяли краски в руки,
и не стало в доме скуки,

Чтобы было веселей,
ярких красок не жалей!
                     Э. Успенский
det ris2   Ну, какое же сердце не наполняется радостью при виде рисующего ребёнка! В такие моменты родители стараются ступать тихо, чтобы не нарушить идиллию сказочного мира юного «художника». Детский рисунок – это действительно мир. Это внутренний мир-проекция Вашего ребёнка. Но все ли родители осознают ценность информации, разместившейся на белом листе бумаги? В большинстве случаев – нет. Как правило, взрослые оценивают детский рисунок по красоте и аккуратности исполнения, при этом абсолютно не замечая значимых деталей.
   Мало кто знает, что, рисуя, дети переносят на бумагу свои переживания, страхи, ощущения и отношение к окружающему миру. Ни одна доверительная беседа не откроет вам о любимом человечке столько, как этот маленький «шедевр». Конечно же, доскональное «чтение» рисунков – это удел психологов, но знание азов проекционных рисуночных техник может значительно облегчить родителям путь к пониманию своего ребёнка, а в некоторых случаях помочь вовремя оказать ему психологическую помощь.
Растём с рисунком!
   Как только крохотные ручки могут удержать карандаш – они начинают рисовать. Характер и качество рисунков напрямую зависят от возраста «художника».
   Существуют возрастные стадии рисунка:
1 стадия: «каракули» или «марание» в 1–3 года
   В этом возрасте крохи просто произвольно водят карандашом по листу бумаги и по всему, на чём способен остаться след от грифеля. Это период экспериментов – «проба пера». Искать разгадку таких «головоломок» пока не стоит, как и придавать значение цвету выбранного карандаша.
 
2 стадия: «примитивные изображения» в 3 года
   На этой стадии малыши чаще всего рисуют круг, реже – квадрат, ещё реже – треугольник. В 3 года, попросив нарисовать данные фигуры, можно оценить развитие моторики и интеллекта ребёнка. Кроме того, по тому, как изображён на рисунке круг, можно судить о развитии личностного «я». Круг – это целостный образ «я». У взрослых оценить личность поможет наука графология. Такая оценка производится по написанию буквы «о». Если же у трёхлетнего карапуза по-прежнему ничего не выходит, кроме «каракулей», то это повод проконсультироваться у специалиста.
 
3 стадия: «головастики» в 4 года
   К этому времени моторика уже графически развита, а мозг – ещё нет. Ребёнок в 4 года отличает человека по лицу, поэтому рисунки в этом возрасте представляют собой круг с палочками-ручками и палочками-ножками. В круге могут быть точки вместо глаз и чёрточки вместо рта и носа.
 
4 стадия: «схематическое изображение» в 5–8 лет
   Начиная с 5 лет, дети уже рисуют человека, дерево, животных, дом, машинки, цветы. Рисунки при этом носят схематический характер, поэтому взрослым не всегда удаётся угадать с первого раза, что же изображено. В этот период ребёнку, как никогда, нужно Ваше общение. Подробно расспрашивайте обо всех мелочах в рисунке, помогайте рисовать сложные детали. Вы начните, а малыш пускай дорисует. Так незаметно Вы поможете «живописцу» выработать наблюдательность и обязательность в передаче окружающего мира.
 
5 стадия: «правдоподобные изображения»
делится на три фазы:
det ris11 фаза: 8–9 лет
   Изображение человека в этом возрасте имеет уже более правдоподобный вид. Характерное отличие – отсутствие на рисунке кистей и шеи.
2 фаза: 9–11 лет

   В рисунках человека у детей 9–11 лет обязательно должно быть прорисовано всё: уши, глаза, пальцы, шея, детали одежды и т. д. Отсутствие же обязательных элементов в изображениях может указывать на задержку в интеллектуальном развитии. В таком случае лучше проконсультироваться у специалиста.

3 фаза: от 12 лет и взрослые

   В соответствии с возрастом, изображения имеют максимально приближённый к реальности вид.

  Доверьтесь впечатлениям!
   Кроме соответствия возрасту, в детском рисунке очень важна атмосфера изображения. Прислушайтесь к своим чувствам. Какие эмоции вызывает у Вас рисунок? Постарайтесь охарактеризовать свои ощущения словами: грусть, радость, покой, тревога, яркость, умиротворённость, агрессия и т. д. Это важно сделать, так как впечатление о рисунке имеет прямое отношение к внутреннему состоянию рисовавшего его ребёнка.
 
   Всему своё место!
   Особенно хорошо психологическую атмосферу изображения можно прочувствовать по рисунку семьи, на котором все заняты своим привычным делом. После характеристики общего впечатления обратите внимание, все ли члены семьи изображены. Отсутствие на рисунке кого-либо может свидетельствовать как о негативном отношении к нему ребёнка, так и о его реальном отсутствии в данный момент. Самого значимого члена семьи ребёнок изображает в центре и крупно, самого близкого – рядом с собой, тех, к кому испытывает неприязнь, – вдалеке, в профиль или спиной. Насторожить должны рисунки, на которых родные отделены друг от друга перегородками (отчуждённость, разлад), сам «художник»  находится в стороне либо отсутствует (изолированность в семье), изображение символов агрессии – оружия, когтей, зубов (желание от чего-либо защититься), грозные выражения лиц близких людей (агрессия и давление с их стороны). Всё это может говорить о психологических проблемах, требующих обсуждения и разрешения.
 
   Краски – радуга души!
   В детском рисунке одна из важных деталей – цвет. Обычно при рисовании дети используют 5–6 цветов. Чем шире палитра, тем чувствительней и эмоциональней душа маленького художника. При негативных эмоциях выбор палитры значительно сужается.
 
   Каждый цвет несёт в себе информацию:
зелёный – самоутверждение, уравновешенность, независимость, упрямство, стремление к безопасности;
тёмно-синий – сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое, самоанализ;
красный – сила воли, эксцентричность, агрессия, возбудимость;
жёлтый – положительные эмоции, любознательность, оптимизм;
фиолетовый – фантазия, интуиция, внутренняя эмоциональная привязанность;
коричневый – медлительность, физический дискомфорт, часто – отрицательные эмоции;
чёрный – подавленность, протест, настоятельная потребность в изменениях;
серый – безразличие, отстранённость, желание уйти, не замечать того, что тревожит.

 
 
   Спокойствие и только спокойствие!
   Если же Ваш ребёнок неусидчив, импульсивен, каждый раз не доводит начатый рисунок до конца, при этом выходит за края бумаги, забывает прорисовывать значимые детали, то важно задуматься, а не мешает ли это малышу и в жизни. С возрастом такая гиперактивность может негативно сказаться на учёбе и общении с учителями и сверстниками. Занятие рисованием – это один из способов выработки усидчивости и внимательности. Кроме арттерапии, может помочь приём натуральных препаратов, способствующих усилению концентрации внимания, снижению гиперактивности и тревожности. Самое важное – вовремя начать коррекцию подобных особенностей. Ну, а о результатах прилагаемых усилий Вам снова красноречиво расскажут рисунки.
 
Киндинорм - современный метод воспитания "трудного" ребенка
Стать более собранным и внимательным Вашему ребёнку может помочь препарат Киндинорм Н* в гранулах. В состав Киндинорма Н входят натуральные компоненты – растения и минералы, которые способствуют усилению концентрации внимания, уменьшению повышенной возбудимости, улучшению способностей к обучению, снижению импульсивности и тревожности у детей в возрасте с 1 года. Также Киндинорм помогает психологически адаптироваться в детском саду и школе.
•    улучшает способность к обучению, особенно в период повышенных учебных нагрузок (контрольные работы, диктанты, экзамены и др.);
•    усиливает концентрацию внимания;
•    снижает повышенную активность;
•    применяется при нарушениях сна;
•    разрешён к применению с 1 года;
•    разрешён к продаже в аптеках без рецепта.
 

Заказать КИНДИНОРМ Н через Интернет с помощью ведущих аптечных сетей Украины:

Реклама лекарственного средства. Перед применением ознакомьтесь с инструкцией и проконсультируйтесь у врача. Хранить в недоступном для детей месте.
Киндинорм гранулы: производитель DHU Arzneimittel GmbH & Co. KG (Германия), р. с. № UA 12080/01/01 от 28.03.2012.
*Инф. письмо МЗ Украины: Коррекция когнитивных нарушений у детей дошкольного возраста с дефицитом железа